Компьютерные обучающие системы

На сегодняшний день дистанционное обучение стало популярной формой получения образования.

Система Дистанционного Обучения (СДО) - способ организации обучения, при котором учебный процесс протекает, в основном, без непосредственного «контакта» ученика с преподавателем. Такие способы организации учебного процесса существовали задолго до появления вычислительной техники.

Современные технологии позволяют организовывать дистанционное обучение на основе Компьютерных Обучающих Систем (систем управления обучением) и(или) Электронных Учебных Курсов.

Компьютерные Обучающие Системы (КОС) представляют собой программно-технические комплексы, включающие в себя методическую, учебную и организационную поддержку процесса обучения, проводимого на базе информационных технологий.

В общем случае, в рамках автоматизированных обучающих систем могут решаться следующие задачи:

  • задачи, связанные с регистрацией и статистическим анализом показателей усвоения учебного материала: определение времени решения задач, определение общего числа ошибок и т.д. К этой же группе относятся и задачи управления учебной деятельностью;
  • задачи, связанные с проверкой уровня знаний, умений и навыков учащихся до и после обучения, их индивидуальных способностей и мотиваций;
  • задачи КОС, связанные с подготовкой и предъявлением учебного материала, адаптацией материала по уровням сложности, подготовкой динамических иллюстраций, контрольных заданий, лабораторных работ, самостоятельных работ учащихся;
  • задачи администрирования системы, доставки учебного материала на рабочие станции и задачи обратной связи с обучаемым.

Электронный Учебный Курс (ЭУК) - структурированная последовательность занятий, отвечающая всем требованиям к КОС.

Занятие – электронный документ, обеспечивающий взаимодействие обучаемого с системой. Занятие, с одной стороны, поддерживает интерактивность с пользователем, с другой - обеспечивает обратную связь с программно-техническим комплексом КОС.

Компания «Моделирующие системы» разрабатывает специализированные обучающие курсы, в которых реализованы современные достижения в этом направлении. Курсы могут представлять собой как автономные «гипертекстовые» документы с возможностями самоконтроля обучаемого, так и полностью интегрированные в КОС курсы со всеми возможностями, предоставляемыми системой управления обучением.

При построении курсов используется системный подход к обучению, основанный на анализе будущей деятельности обучаемого, генерации соответствующих задач, целей обучения и подборе соответствующего учебно-методического материала.

Учебный материал представляется обучаемому в виде электронных документов, которые могут быть просмотрены с помощью браузеров. Таким образом, доступность информации обеспечивается для большинства операционных систем.

В общем случае курсы представляют собой web–семинар и предоставляют пользователям следующие возможности:

Инструктору (преподавателю):

  • объединять студентов в группы согласно изучаемым темам;
  • создавать расписание обучения и контролировать его выполнение;
  • организовывать конференции для групп студентов с целью обсуждения необходимых вопросов в режиме реального времени;
  • оценивать знания студентов по изучаемым темам.

Обучаемому (студенту):

  • самостоятельное изучение материала;
  • самоконтроль по изучаемым темам;
  • обсуждение возникающих вопросов с инструктором и в конференциях в режиме реального времени;
  • выполнение зачетных заданий.

Так, например, В 2016 г. кампанией был разработан и передан в опытную промышленную эксплуатацию Программно-аппаратный комплекс (ПАК) КОС предназначенный, для автоматизации процесса обучения на учебно-тренировочном центре (УТЦ) Белоярской АЭС.

ПАК КОС имеет клиент-серверную архитектуру. Все рабочие станции (РС) и инструкторские станции (ИС) трех классов объединены в локальную вычислительную сеть.

В состав ПАК входят двадцать две КОС (электронные учебные курсы):

  • Корпус реактора (конструкция корпуса реактора БН-600);
  • Барабан свежих сборок;
  • Главный циркуляционный насос первого контура;
  • Задвижка газовая;
  • Задвижка клиновая;
  • Работа исполнительных органов механизмов перегрузки и механизмов передачи сборок;
  • Барабан отработанных сборок;
  • Механизм герметизации пеналов;
  • Механизм перегрузки;
  • Механизм передачи сборок;
  • Нештатные ситуации при перегрузке реактора;
  • Схема обвязки обмывочных гнёзд;
  • Парогенератор;
  • Механизм подъема пробки проходки элеваторов;
  • Промежуточный теплообменник натрий-натрий;
  • Паротурбинная установка;
  • Конструкция ТВС и стержней СУЗ;
  • Свинцовая отмывка;
  • Схемы перегрузки блока №3;
  • Поворотная пробка и центральная поворотная колонна;
  • Элеватор загрузки и элеватор выгрузки.

При этом, в состав КОС «Парогенератор» входит инженерный тренажер «Парогенератор ПГН-200 М», а в состав КОС «Главный циркуляционный насос первого контура» входит понятийный тренажер ГЦН-1.

^ Наверх